Все о нефти


На фото: Ведущий инженер-технолог отдела аналитических исследований Нина Лукьяненко

Нина Лукьяненко занимается исследованием пластовых флюидов с 1998 года. За это время Нина Дмитриевна успела познакомиться с нефтью и изучить её под руководством опытных коллег, а теперь сама с легкостью обучает молодых специалистов.

Опыт и мудрость

«Помню ощущения от своего первого рабочего дня. Было удивительно оказаться в настоящей лаборатории, впервые в жизни увидеть нефть. При этом я должна была ее изучить и описать свойства, – вспоминает Лукьяненко. – Было страшно. Я чувствовала большую ответственность. Потому что должна была выдать числа, на которые будут ориентироваться специалисты других отделов».

Чтобы не ошибиться, сначала нужно разобраться в составе нефти. Постоянно удерживать в голове большое количество информации, сохранять сосредоточенность.

«Научиться по одним только книгам невозможно, – уверена Нина Дмитриевна. – При живом общении со старшими коллегами можно привести знания в порядок, разложить их по полочкам».

Но инженер-технолог предупреждает молодых специалистов: нельзя просто выучить один раз и на всю жизнь. Знания необходимо обновлять постоянно, быть в курсе новых технологий производства. Сама Лукьяненко ездит на семинары в Беларуси и России, участвует в конференциях, постоянно повышает интеллектуальный уровень.

Как понять

«Когда приносят пробу на исследования, чистую нефть видно сразу, делать ее физико-химический анализ легко, – вводит в курс дела Лукьяненко. – А бывает нефть с водой, значит, сначала воду нужно отделить. Этот этап занимает много времени».

Главное с водой не упустить часть парафинов, содержание которых важно для окончательного заключения. Для этого при центрифугировании нефти задают определенную температуру, чтобы отделилась только вода, а другие важные компоненты остались.

В лаборатории различными методами определяют плотность, кинематическую вязкость при различных температурах, фракционный состав, температуру потери текучести нефти, массовое содержание асфальтенов, смол, парафинов и воды.

«Самый простой анализ – вычисление плотности. Когда я только пришла на работу, плотность определяли пикнометром, современные плотномеры появились позже, – вспоминает Нина Дмитриевна. – Тогда плотность определяли вручную, на это уходило много времени, а сейчас это самый быстрый анализ, который может сказать о содержании смол и асфальтенов».

Каждый день открытие

«Мы исследуем флюиды не только из месторождений Беларуси. Когда нам принесли индийскую нефть, я сразу заметила разницу – она визуально другая, по цвету отличается», – рассказывает Лукьяненко.

Дело в составе: в индийской нефти больше смол, асфальтенов. А при определении плотности возник вопрос, как корректно отделить связанную воду, не затронув остальные составляющие.

«За это я и люблю свою работу. Мне всегда было интересно учиться. А сейчас часто приходится решать нестандартные задачи. Нравится, что я могу поделиться своим багажом знаний, дать совет молодым коллегам», – признается Нина Дмитриевна.

В жизни инженера-технолога также есть место поиску. Ее с коллегами совместные разработки регулярно публикуются в сборниках БелНИПИнефть и находят применение на практике. Так Лукьяненко изготовила растворитель для удаления асфальтосмолопарафиноотложений из скважин.

35 алых роз

Любопытная по своей натуре Нина долго искала себя в разных областях. Окончила биологический факультет ГГУ имени Ф.Скорины, затем получила диплом по специальности «Разработка нефтяных месторождений. Транспорт нефти» в ГГТУ имени П.Сухого. В этом списке даже есть «корочка» механика узкопленочного кино. Всё пригодилось.

Занятия в свободное время зависят от настроения, количества энергии и… времени года. В холодный период Нина вышивает и читает книги. Любовь к вышивке крестом началась еще в декретном отпуске. С тех пор многие коллеги и друзья получили в подарок картины. Дочь уже выросла и учится в университете, а любовь к вышивке осталась навсегда.

В дачный сезон Лукьяненко выращивает розы – у нее целых 35 кустов на небольшом участке. В меньшем объеме растут гортензии, астры, ромашки, ирисы и пионы.

«Получается, я еще и цветовод, – улыбается Нина Дмитриевна. – Мне нравится ухаживать за ними, подкармливать. А вообще, я, как любая девушка, просто обожаю, когда мне дарят цветы. Ведь именно в такие моменты понимаешь, что значишь для этого человека».

Лучший подарок

На вопрос о самом необычном празднике 8 Марта, Нина Дмитриевна улыбнулась. Есть история, и она не о тюльпанах. Раньше в отделе аналитических исследований была передвижная лаборатория. Сотрудники по очереди выезжали на ней на заправки «Белоруснефти» и контролировали бензин и дизель. И прямо на заправках делали быстрые анализы, по которым можно сразу дать заключение о качестве.

«За пару дней до 8 марта, я поехала в Минск в командировку. И когда мы возвращались, нас застал циклон «Хавьер». Ночевали мы с водителем в машине прямо на трассе. Спереди и сзади – очередь из таких же заметенных снег машин, – вспоминает инженер-технолог. – Я вернулась домой и подумала: я дома, в тепле – какой хороший подарок на 8 Марта».

Валерия Шиленкова, БелНИПИнефть