Открытие Индии

В профессиональной деятельности Баскара Дуарах шестой год длится белорусский период. Все это время индус в качестве официального представителя продвигает интересы компании «Белоруснефть» на индийском рынке. 

Благодаря такой совместной деятельности в Индии реализуется уже третий проект. Пример того, как высокотехнологичный отечественный инжиниринг может быть востребован у самых специфических заказчиков. Даже если требуется справиться с самыми сложными задачами, показав профессионализм и квалификацию белорусских нефтяников. 

Справка. Баскар Дуарах. Официальный представитель компании «Белоруснефть» на индийском рынке. Ранее работал с несколькими компаниями, в том числе World Oil Tools Inc. (Калгари, Канада), Innovative Electronics (Хьюстон, штат Техас, США), Artex Brenham LLC (Бренем, штат Техас, США), SINOPEC International (Пекин, Китай), Offshore Services Ltd. (Провинция Хэбэй, Китай) и т. д. 

Google, Гомель, Гувахати

История сотрудничества белорусских и индийских нефтяников интересна сама по себе. Она началась почти случайно, по принципу трех «Г»: Google, Гомель, Гувахати. Гувахати – столица штата Ассам, где живет индус Баскар. Это недалеко от офиса компании Оil India. Именно с нее и началось открытие «Белоруснефтью» Индии.

Однажды, зная потребность этой индийской компании в технологии бурения на депрессии, Баскар просто сделал в поисковике запрос. Google выдал ссылку на «Белоруснефть». Потом он вышел на сотрудника БелНИПИнефть Николая Демяненко и руководство объединения. Так в апреле 2015 г. «Белоруснефть» и Баскар Дуарах заключили первичное некоммерческое соглашение о представлении интересов белорусской нефтяной компании на индийском рынке.

«Мне посчастливилось побывать несколько раз на Конференции офшорных технологий в Хьюстоне, штат Техас, – вспоминает Баскар Дуарах. – И я заметил, что многие малые и средние компании-производители оборудования и поставщики сервисов хотели бы продвигаться в индийском нефтегазовом секторе. Но они не были информированы, как принимать участие в тендерах. Также у них не было знаний по маркетинговому продвижению в Индии. Я подумал, что это было бы хорошим направлением деятельности».

Технология бурения на депрессии не была реализована, но по мере того, как индийские нефтяники знакомились с белорусскими наработками, появились другие интересные проекты. 

«Копай, мальчик!»

На индийском рынке упор делается на отечественный инжиниринг. С первых шагов институту «БелНИПИнефть» предстояло справляться с серьезными вызовами. Пилотным проектом стал контракт на оказание инжиниринговых и консультационных услуг компании Oil India по реабилитации месторождения Дигбой. Этот нефтяной актив – один из самых древних в мире и старейший в азиатском регионе. Месторождение начали разрабатывать еще в 1889 г., во времена колониальной Индии. Тогда основной тягловой силой в стране были слоны.

По легенде, на севере штата Ассам изыскательская группа под руководством железнодорожного инженера обнаружила, что ноги слона покрыты странной черной грязью со специфическим запахом. В этой странной субстанции признали нефть. Так началась в этих местах геологоразведка. Вскоре здесь вырос город – Дигбой. Он получил свое название от фразы «Dig, boy» («Копай, мальчик»). Именно такими приказами английские колониалисты подгоняли местное население, отправляя его с лопатами на поиски «черного золота».

Долгое время месторождение Дигбой не разрабатывалось. Конечно, работа со зрелыми активами, как говорится, наша тема. У белорусских ученых имеются эффективные наработки, высокотехнологичные инструменты для повышения продуктивности скважин. Но, чтобы месторождение было настолько зрелым – с таким столкнулись впервые. 

Бизнес по-научному

Несмотря на трудности, нужно было показать все, на что способна отечественная нефтяная наука. А сложностей хватало. Пластовые условия, дефицит необходимых данных... Но специалисты БелНИПИнефть выполнили и защитили перед заказчиком весь комплекс инжиниринговых работ. От изучения состояния Дигбой до формирования пошаговой программы геолого-технических мероприятий. Аналогичные услуги были оказаны компании Oil India на месторождении Чабуа – для обеспечения устойчивого притока нефти.

«Компания «Белоруснефть» показала себя в Индии очень успешной, – считает официальный представитель «Белоруснефти» в Индии. – Мой личный опыт работы с компанией был феноменальным. Мы реализовали три контракта. Трудности были в том, что месторождению Дигбой более 100 лет, а данных было очень мало. Проект компания «Белоруснефть» очень успешно реализовала, что повысило мою репутацию в глазах заказчика».

Свои баллы заработали на индийском рынке и белорусы. Хотя пробиться сюда в силу специфики было непросто. В Индии деятельность нефтяников меньше всего строится на политических аспектах, зато хорошо работают бизнес-подходы. Местные нефтяные компании заинтересованы в привлечении адресных технологий. Подрядчиков выбирают в основном на тендерной основе. И при условии, если компания сможет убедить потенциального заказчика, что какая-то конкретная технология может ему принести преимущество. Белорусские нефтяники сумели склонить чашу весов в свою пользу.

С белорусской стороны проект с самого начала курирует Лаврентий Сопот, начальник отдела администрирования международных проектов управления внешнеэкономической деятельности ЦА.

«Мы со своим опытом и потенциалом смогли найти людей, которые убедили, что наши технологии смогут принести выгоду индийской компании, – отметил Лаврентий. – В Индии иерархия работает снизу вверх. То есть ты должен сначала найти группу технических специалистов низкого уровня. Показать все плюсы своей технологии, опыта, возможностей. И дальше уже через этих людей дело переводится на уровень руководства, которое уже принимает решения: допустить или нет претендента к тендеру».

Тендер тоже еще попробуй пройди. В нем поимо азиатских компаний, как правило, принимают участие Schlumberger, Shell Halliburton Baker Hughes. Эти гиганты работают на индийском рынке с 50-60-х гг. прошлого века.

Тем приятнее, что победа в следующем тендере была присуждена компании «Белоруснефть». Речь идет о контракте с крупнейшей государственной индийской нефтегазовой корпорацией ONGC – на применение отечественных наработок в ПАВ-заводнении. Для института «БелНИПИнефть» этот проект стал самым крупным за последние годы в зарубежной деятельности. Суть в том, чтобы подобрать для шести зрелых индийских месторождений рецептуры поверхностно-активных веществ. Цель – преодолеть высокую обводненность запасов, улучшить разработку оставшейся ресурсной базы, повысить нефтеотдачу пластов. 

В неторопливом ритме

К местной специфике Лаврентий Сопот, можно сказать, уже приноровился. Единственное, к чему трудно привыкнуть, это к неторопливости самих индусов. Тот случай, когда менталитет отражается и на ведении дел. Даже какие-то важные вопросы, как заключение контракта, откладываются на последний день.

В этом индусы похожи на латиноамериканцев. Характерную для венесуэльцев и эквадорцев, граждан Индии размеренность в жизни и работе Лаврентий связывает с жарким тропическим климатом, который как-то воздействует на людей, утомляет, что ли. Жара влияет и на распорядок рабочего дня. Он начинается в Индии в 7.30, обеденный перерыв с 11.00 до 12.30, а в 15.30 рабочий день заканчивается.

В остальном менталитет, особенно, что касается отношения к жизни, близок к белорусскому. Думаем о ходе вещей, событиях в мире одинаково. 

Экзотика

Индия – загадочная страна с особым восточным колоритом. Одна из древнейших существующих мировых цивилизаций. Любители уникальной архитектуры обожают ее за древние храмы и дворцы, мавзолеи, мечети и минареты.

Рукотворные красоты гармонично дополняются природным ландшафтом: священными реками Инд и Ганг, пустынями Раджастхана, величайшей горной системой Гималаи, тропическими лесами Западных Гат, солнечным Аравийским побережьем индийского курорта Гоа.

«Ранее мне удалось во время экскурсий посмотреть Ворота Индии, Президентский дворец. В последнее время я старался находить возможности и ближе познакомиться со страной, – делится Лаврентий Сопот. – Во время недавней поездки в Индию мне довелось побывать в городе Мумбаи. Я впервые посмотрел, что такое город Бомбей. Посетил Тадж-Махал, который оставил очень сильное впечатление. Это величественный дворец из белого мрамора. В зависимости от разного угла зрения или положения солнца он светится разными цветами. Когда сияет солнце – Тадж-Махал ярко белый, на закате он может быть сереньким».

У Лаврентия Сопота знакомство с местными достопримечательностями неотделимо от деловых поездок. Полностью зависит от наличия свободного времени, которое в командировках – роскошь. Не говоря уже о том, чтобы позагорать на пляже и покупаться в Индийском океане. За пять лет поездок в Индию Лаврентию так и не удалось этого сделать. Часто экзотикой ему приходится любоваться из окна автомобиля или во время транзитного перелета.

За пять лет белорус успел побывать в различных частях Индии: в центре, на севере, северо-востоке и востоке. Штат Ассам, в котором находится офис старейшей нефтегазовой компании Oil India, расположен на северо-востоке и знаменит чайными плантациями. В городе Нью Дели расположены офисы основных нефтегазовых компаний Индии и белорусское посольство. Сегодня Лаврентий по работе бывает в городе Ахмедабад, расположенном в штате Гуджарат. Здесь размещен офис ОNGC.

Специфика работы в Дели заключается в том, что полдня можно провести в пробках. О правилах движения местные жители беспокоятся мало. Во многом автозаторы появляются из-за коров, которые гуляют, где им вздумается. Для местных жителей корова – священное животное. 

Страна контрастов

«Дели поразил меня контрастами, – говорит Лаврентий Сопот. – Если будешь находиться в центре, в частности, ездить по маршрутам премьер- министра, это один город. Когда ты выезжаешь на окраину, видишь палаточные городки, трущобы, где живут простые люди. Люди селятся и под мостами, там же они работают, стирают и сушат белье. Вместе с тем там достаточно мест и объектов, которые можно описать словом «роскошь». Это многоликая страна, с одной стороны – большая плотность населения, есть бедняки. А с другой стороны – дворцы, крупные торговые центры, бутики».

Эта многоликость проявляется почти во всем. Экзотика здесь на каждом шагу. В части традиций и культуры Индия является уникальной страной с множеством контрастов. У каждого штата свои обычаи, обряды, культура и даже особенности приготовления блюд. В Дели они ближе к европейским. На западе, в штате Раджахстан, больше национальной специфики.

В индийском обществе традиции и культура очень важны. И Баскар Дуарах, как выходец из штата Ассам, может сказать, что здесь очень чтят национальные особенности.

«Своими любимыми местами в Индии я бы назвал северо-восток, – делится Баскар. – Я до сих пор открываю для себя этот регион с его живописными холмами, национальными парками, заповедниками... Национальный парк Казиранга в штате Ассам, известный своими тиграми и однорогими (индийскими) носорогами, также является моим любимым на ряду с «чайным туризмом». Я люблю посещать чайные плантации, с бунгало в колониальном стиле, обустроенными для отдыха».

Для Баскара Дуарах, официального представителя компании «Белоруснефть» в Индии, любимой достопримечательностью является город Мечука в штате Аруначал-Прадеш. Здесь снег лежит круглый год, и можно покататься на лыжах. Правда, Баскар не знает, как правильно это делать, но очень хотел бы научиться, а еще – развивать лыжный спорт на северо-востоке Индии. 

Картошка по-индийски

В свободное время главная страсть Баскара – кулинария. Он любит готовить различные блюда кухни Среднего Востока, Индии и Афганистана. «Моими любимыми являются традиционные кухни Беларуси, Украины и Грузии, – говорит Баскар. – Я начал посещать вашу страну с 2015 года. Первый раз познакомился с белорусской кухней в ресторане и навсегда влюбился в блюда, которые мне готовили. Я помню, это был цыпленок табака с картофельным пюре, а также салат с перепелиным яйцом наподобие салата «Цезарь». Полюбил это блюдо, никогда ранее я не ел ничего подобного».

А вот его белорусский коллега Лаврентий Сопот так и не смог стать поклонником индийской кухни. Слишком пикантная. Если ты ее не пробовал, то не знаешь, что такое острая пища, – говорит он: «Я все-таки бульбаш. Например, приправа карри, которая продается у нас и в Индии – отличаются. По аромату они похожи, по вкусу – индийская намного острее. В отеле, где мы часто останавливались, я научил индусов жарить картошку по-белорусски – с луком, варить куриный суп. Подсолнечного масла у них нет, они жарят на горчичном, и картошка была со вкусом горчицы. Поэтому получалось необычно и экзотично, такой белорусско-индийский рецепт». 

Научное крыло

Свои дальнейшие планы и Лаврентий Сопот, и его коллега Баскар Дуарах связывают с развитием взаимовыгодного сотрудничества. «Думаю, «Белоруснефть» находится на одном уровне с лучшими мировыми нефтесервисными компаниями, – считает Баскар. – На индийском рынке «Белоруснефть» может стать достаточно сильным игроком. На мой взгляд, компания является уменьшенной копией компании Halliburton. Научно-исследовательское направление является очень сильным, все контракты были реализованы институтом БелНИПИнефть. Также «Белоруснефть» могла бы выходить на рынок с технологией радиального вскрытия пласта, сейсморазведкой и обработкой сейсмических данных, строительством многоствольных скважин, бурением боковых стволов, а также научно-исследовательскими услугами по водоизоляционным работам».

А это значит, продолжение наверняка последует. 

Юрий ГРИБОВСКИЙ