У истоков новаций

В мае этого года исполнилось бы 85 лет со дня рождения Вячеслава Данилевича. Именно благодаря ему, и таким как он энтузиастам начиналась отечественная нефтяная наука, состоялся и развивался сам институт «БелНИПИнефть».


Фрейм: Вячеслава Данилевича считают отцом наклонно-направленного бурения в Беларуси. Среди его достижений также внедрение технологий кольматации, бурения боковых стволов горизонтальных и многозабойных скважин

Правда, тогда, в 1967 г. это был Гомельский комплексный отдел УкрГИПРОНИИнефть.  Располагалось учреждение в полевом вагончике площадью 12 кв. м на улице Билецкого в Гомеле. В отделе под руководством Андрея Голикова работало всего 5 человек. Один из них – Вячеслав Михайлович, о котором говорили, что он «человек пытливого ума и фанатичной дотошности». К тому времени у него за плечами было солидное образование и послужной список. Еще 20-летним пареньком после окончания Сахалинского нефтяного техникума он пришел в трест «Сахнефть». Затем окончил Грозненский нефтяной институт и с 1958 г. трудился в тресте «Татбурнефть»: сначала бурильщиком, потом мастером. Там же защитил кандидатскую диссертацию. В объединение «Белоруснефть» Вячеслав Данилевич переехал в 1966 г. для того, чтобы, как и многие в те годы нефтяники Советского Союза, поднимать только ставшую на ноги отечественную нефтедобывающую отрасль.

Многие из рядовых сегодня подходов, методик тогда приходилось начинать «с нуля». Это в полной мере относится к лаборатории технологий бурения нефтяных и газовых скважин, которую возглавлял Вячеслав Данилевич. Одним из его главных достижений коллеги называют внедрение в белорусском регионе наклонно-направленного бурения. В те годы это было одной из основных задач, если учесть сложные поверхностные и геологические условия, в которых работали белорусские нефтяники. Чтобы понять, насколько это важно, стоит подчеркнуть масштабность направления – в целом на месторождениях Беларуси более 95% пробуренных скважин являются наклонно-направленными.

При разработке технологии Вячеслав Михайлович взял за основу теорию своего учителя профессора Грозненского нефтяного института Михаила Александрова и теоретические расчеты компоновок для искривления скважин, сделанные бакинскими коллегами. На начальном этапе предстояло провести огромную работу: подробно изучить геолого-технические и технологические условия проводки скважин, обобщить весь опыт бурения наклонно-направленных скважин на отличающихся друг от друга месторождениях Беларуси. Кроме того, управлением искривления скважин занимались специалисты, которые приехали для добычи белорусской нефти из различных нефтяных районов СССР. В связи с этим стояла задача унифицировать компоновки низа бурильной колонны, сократить их число – большое количество не давало конечного результата – бурение скважины в заданную точку забоя.

Все это досконально исследовали Вячеслав Михайлович и специалисты его лаборатории. На основе проведенного анализа были рассчитаны оптимальные траектории для скважин с различными типовыми геологическими разрезами, выбрана техника, заданы технологии для реализации, а также условия и методы контроля. В целом Вячеслав Михайлович упростил и упорядочил процесс проектирования, строительства наклонно-направленных скважин и его контроля, разработал и обеспечил внедрение стандарта предприятия по технике и технологии управления искривлением скважин. Все было разумно распределено: где, в каких отложениях и при каких условиях какими компоновками пользоваться.

Белорусам удалось быстро оценить и адаптировать перспективную методику, которая дала хорошие результаты: оптимально рассчитанные траектории стволов скважин помогли заметно сэкономить ресурсы и время. В качестве показательного примера можно привести успешное бурение под Речицей в середине 80-х годов прошлого века скважины №1 Вибраторной. Смещение устья от забоя скважины составило тогда 1,5 км. По тем временам рекорд для нашего региона.

По мере внедрения инноваций рос кадровый и технико-технологический потенциал объединения «Белоруснефть». Вклад Вячеслава Данилевича и его подопечных в формирование отечественной нефтяной науки, создание и развитие технических средств бурения скважин трудно переоценить. Только один пример. При внедрении совмещенной конструкции скважин в разных условиях, надсолевых и соленосных отложениях нефтяники столкнулись с проблемой загрязнения минеральных целебных вод буровым раствором. И, чтобы не потерять перспективную методику и в то же время выполнить требования экологов, при проводке ствола решили по примеру нефтяников Западной Сибири использовать кольмататор. Нехитрое, но эффективное устройство, которое позволяет укреплять стенки скважин. Адаптировать это техническое решение в условиях белорусских месторождений поручили лаборатории Вячеслава Данилевича. Под его руководством сотрудники провели исследования и определили эффективность технологии принудительной кольматации проницаемых пород. Теперь вместо запретного нефтеэмульсионного раствора использовали кольматацию, которая предотвращала поглощения бурового раствора в надсолевом комплексе, а значит и обеспечивала надежную защиту бальнеологических вод. Экономический эффект от внедрения совмещенной конструкции скважин, сэкономленные материальные ресурсы можно считать победой белорусских нефтяников.

Для повышения качества проводки наклонно-направленных скважин, а также продвижения новой для СССР технологии бурения горизонтальных скважин Вячеслав Михайлович инициировал использование в Беларуси телеметрических систем с проводным каналом связи. Было закуплено оборудование, и под руководством Данилевича сотрудники лаборатории технологий бурения нефтяных и газовых скважин отработали и внедрили перспективный метод. Впервые в белорусском регионе горизонтальная скважина была пробурена в 1992 г. на Березинском месторождении. Свидетельством высокого технико-технологического потенциала специалистов БелНИПИнефть и буровиков стало и освоение методики восстановления скважин методом бурения боковых стволов. Вот как вспоминал это время сам Вячеслав Михайлович: «Проводка первых боковых стволов давалась нелегко. У специалистов объединения не было опыта работы в строительстве таких скважин. Немногое в этой области можно было позаимствовать и у коллег-россиян. Словом, начинать пришлось почти с нуля, и первые результаты не давали повода для оптимизма. Многие специалисты предприятия к нововведению относились скептически, считая метод бесперспективным. Никакого соответствующего оборудования для проведения подобных работ не было».

Вместе с тем новая технология постепенно приживалась в нашем регионе. Ведь она позволяла решить сразу несколько задач, в том числе получить дополнительную добычу углеводородного сырья, возможность маневра материальными ресурсами и персоналом. Проанализировав ситуацию, руководство «Белоруснефти» в 1997 г. поставило перед специалистами БелНИПИнефть задачу по разработке программы бурения вторых стволов.

К решению любой задачи в лаборатории Вячеслава Данилевича, подходили с дотошной основательностью. Это касается и подбора долот для бурения, и первого опыта строительства многозабойных скважин. Однако в нефтедобывающих регионах СНГ не имелось для этого ни нужного оборудования, ни реального опыта. Оставалось обратить внимание на Запад. Благо, к тому времени международные рынки стали доступными. После проработки всех нюансов американская компания Baker Oil Tools доставила оборудование на 26-ю Левашовскую скважину. Американцы его установили и включили в работу. Все операции успешно сделала одна из лучших буровых бригад СУБРа, которую возглавлял Николай Овсянников. Это был исторический эпизод в развитии «Белоруснефти». Рождалось новое в Беларуси направление разработки трудноизвлекаемых запасов нефти, меняющее ее традиционную концепцию.

В БелНИПИнефть Вячеслав Михайлович проработал более 35-и лет. По достижении пенсионного возраста в 2001-м ушел с должности заведующего лабораторией технологий бурения нефтяных и газовых скважин и возглавил группу по наклонно направленному бурению.

…В прошлом году он ушел из жизни.

Вячеслав Данилевич является автором девяти изобретений и более ста опубликованных научных статей.  Его помнят не только за вклад в развитие науки, внедрение прорывных инноваций. Те, с кем ему приходилось работать, говорят о нем как о талантливом руководителе, который никогда особо не давил на подчиненных, давал творчески работать. Да и просто как о хорошем человеке.