Разрывной состав

Испытания сырья и продуктов нефте и -газопереработки, аналитические исследования, разработка рецептур для бурения скважин и интенсификации добычи. В ближайшее воскресенье химики отметят свой профессиональный праздник.


На фото: химики лаборатории выполняют большой объем работы. Сергей Панин и Юлианна Драбкина

Без представителей этой профессии не обходятся ключевые направления деятельности «Белоруснефти». На научной сфере лежит особая миссия. Сопровождение производственных процессов, подходы и решения химиков БелНИПИнефть помогают нефтяникам добывать больше нефти, работать быстрее, качественнее и технологичнее.

Зачастую только химики могут подобрать «ключик» к нефтяным кладовым, извлечь из них максимум пользы.

Сегодня одним из самых эффективных инструментов для повышения продуктивности скважин стал гидроразрыв пласта. В преддверии дня работников химической промышленности «Нефтяник» расскажет о рабочих буднях химиков лаборатории ГРП института.

В «БелНИПИнефть» это подразделение работает в составе отдела техники и технологии воздействия на пласт. Специалисты лаборатории выполняют весь комплекс работ: от планирования, составления дизайна операции до ее сопровождения на скважине.

Многое в этом деле зависит от грамотного подбора рецептур, контроля качества химреагентов и приготовленных на их основе составов. Чем и занимаются химики лаборатории ГРП.

Заведующий Андрей Драбкин проводит для «Нефтяника» экскурсию. Оказываемся в небольшом помещении – лаборатории. Справа от входа – стол с пробами технологических жидкостей и химических реагентов. Рядом – научно-исследовательское оборудование для тестирования жидкостей разрыва и краш-теста проппанта. Здесь подбираются рецептуры для различных геолого-технических условий (температуры, давления …) и измеряются физико-химические свойства проппанта, насколько он соответствует проектным требованиям белорусских и зарубежных проектов. Также специалисты лаборатории занимаются расширением номенклатуры используемых технологических решений и поиском новых. Для этого исследуются передовые химреагенты, которые необходимы для точечной работы.   

За последние полтора года через лабораторию прошло около 90 новых химреагентов. Гелеобразователи, деструкторы, замедлители реакции, загустители и отклонители для кислоты – за счет внедрения составов с улучшенными характеристиками совершенствуются технологии ГРП и кислотно-проппантного ГРП. А это – дополнительные тонны нефти.

Гордость лаборатории – разработка жидкостей разрыва для ультравысоких пластовых температур – 150-1800С. Такую задачу ставила дочерняя компания «НК «Роснефть» – ООО «РН-Ставропольнефтегаз». В России с такими условиями практическии никто не работает, а химики лаборатории ГРП БелНИПИнефть с успехом подобрали и внедрили нужную рецептуру.

О своей работе в лаборатории рассказали химики Алла Мельгуй, Юлианна Драбкина и Сергей Панин. Нам еще повезло, обычно на месте работает один-два человека. Ведь специалисты также проводят большой объем промысловых работ. Помимо масштабной программы ГРП в Беларуси успешно выполняются зарубежные контракты для требовательных заказчиков – «Роснефти» и «Укргаздобычи».

И всегда это – ювелирная, адресная работа с каждым проектом. И в Беларуси, и за рубежом. Такая деятельность работает в обе стороны. Нередко новые подходы, опробованные в  международных проектах, переносятся на месторождения Припятского прогиба, и наоборот. «У каждого заказчика свои требования к оборудованию и соблюдению нормативов, – отмечает ведущий научный сотрудник лаборатории ГРП Геннадий Печерский. – Непросто работать с «Роснефтью». У нас большое количество химреагентов, и «Роснефть» требует, чтобы каждая партия и комбинация компонентов тестировались отдельно. Но мы не просто следуем нормативам, а думаем, как добиться максимального эффекта от операций. Это наша сильная сторона, мы обсуждаем с заказчиком каждую скважину отдельно – это возможно благодаря сравнительно небольшому объему работ. Например, в некоторых «дочках» «Роснефти» один флот ГРП в год выполняет до 300 операций. В основном работы ведутся на кустах крупных месторождений, по накатанным, типовым дизайн-проектам и рецептурам. Крупным сервисным компаниям на российском рынке неинтересно работать с малым количеством объектов, связанных при этом со сложными геологическими и технологическими условиями. Мы способны подобрать рабочие составы индивидуально под каждый проект».